Советы психолога

Как настроиться на экзамен
Как подготовиться к экзаменам
Правила подготовки к экзаменам
Как сдать экзамен успешно
Как сдать экзамен
Профилактика экзаменационного стресса
Экзамен впереди

Экзамены без стресса

  Сейчас наступила ответственная и напряженная пора для выпускников – сдача экзаменов. От того, насколько успешно они пройдут, зависит, может быть, вся дальнейшая судьба или несколько ближайших лет.

   Что же мы знаем о сдаче экзаменов? Задумываемся ли мы, как готовиться к ним? Что необходимо знать при проработке большого объема материала? Что нужно делать, чтобы не устать, и в тоже время хорошо подготовиться?

    Мы предлагаем вам свои рекомендации. Надеемся, что они помогут вам успешно сдать экзамены.

   Прежде всего, следует помнить, что экзамен – это своеобразный кризисный момент в жизни человека, а любой кризис связан со стрессом, и нужно уметь правильно вести себя, чтобы оптимально распределить и сохранить свои силы, и осуществлять контроль над ситуацией.

Подготовка к экзамену

    Овладение ситуацией экзамена начинается задолго до самого экзамена. Прежде всего – это подготовка учебного материала. Следует помнить, что чем лучше вы знаете и понимаете материал, тем больше вы уверены в своих силах, а значит спокойнее. Задайте себе вопрос: как я готовлю учебный материал? Действительно ли мои приемы и способы подготовки достаточно эффективны?

     Создайте своеобразную систему, которая поможет вам распределить знания по “полочкам”, “ячейкам”, чтобы их легко можно было отыскать в нужный момент. Например:

  • Что изучает данный предмет?
  • Из каких основных разделов состоит предмет?
  • Что изучает каждый раздел предмета?  т.д.

  Проще говоря, вам нужно составить вашу личную “классификацию”, которая похожа на матрешку, в которой все элементы “достаются” друг из друга. Лучше всего представить эту систему в виде таблицы, рисунка, графика, и желательно в цвете, чтобы хорошо запоминалось.

  Очень важно отметить, что весь читаемый материал лучше усваивается, когда мы работаем, не только памятью, но и мышлением, т.е. мы думаем над прочитанным, стараемся его понять.

  Желательно после каждого проработанного вопроса делать маленький перерыв, переключиться на что-нибудь другое: походить, посмотреть в окно, просто посидеть, закрыв глаза. В это время в нашем сознании происходит активная “загрузка” прочитанного материала, информация “укладывается” на то место, где она будет храниться до вашего востребования. После 2-3 часов работы нужно делать более длительные перерывы – на 30-40 минут, можно больше. Это время лучше провести на свежем воздухе и желательно с физической нагрузкой (хотя бы небольшая прогулка), чтобы дать отдых мозгу за счет работы мышц. Чередование умственных и физических нагрузок – это ваша профилактика усталости как во время подготовки, так и во время сдачи экзаменов. Необходимо восстановить кровообращение, размять затекшие и напрягшиеся мышцы, “доставить” в мозг нужное количество кислорода.

Сдача экзамена

    Вы вошли в класс, приветливо улыбнулись комиссии, взяли билет, сказали его номер и осмотрелись, где поудобнее устроиться. Зашиваться в уголок и прятаться за спины – это признак неуверенности, к тому же может возникнуть подозрение, что вы собираетесь списывать. Лучше сесть к окошку, положить билет перед собой, некоторое время посмотреть на улицу или вперед себя, чтобы успокоиться. Дело в том, что в первые мгновения стресс так велик, что человек просто не понимает, что он читает. В это время ему кажется, что он не знает ответов на вопросы.

    Некоторое время можно понаблюдать, как реагируют экзаменаторы на ответы, какие они задают вопросы, как ведут себя с отвечающими. Это пригодится, когда отвечать пойдете вы. Но не слишком увлекайтесь этим, потеряется время. На листке бумаги не следует писать подробно, а излагать ответ тезисно и стараться не мельчить, чтобы не запутаться в собственных каракулях.

   Самый ответственный момент – процедура ответа. Вы садитесь перед комиссией, кладете листок перед собой и начинаете говорить. Отследите свою позу. Не следует разваливаться на стуле, не нужно налегать на стол грудью – это не амбразура, но и не садитесь на самый краешек стула – это не совсем удобно и создает впечатление неуверенности. Во время ответа можно, естественно, пользоваться своим листком, но не читать все с него, иначе может сложиться впечатление, что вы списали. Ваш взгляд должен как бы незаметно скользить от текста к лицам экзаменаторов. Излишняя жестикуляция отвлекает преподавателей и поэтому многим не нравиться. Периодически обводите взглядом всех членов комиссии, чтобы они не подумали, что вы их игнорируете, но не слишком часто: бегающий взгляд – признак растерянности, кроме того, можно потерять ход мысли.

     Говорите не слишком быстро, не и не тяните кота за хвост. Желательно отвечать достаточно уверенно и не слишком тихо. Очень тихий голос ассоциируется с неуверенностью. Поэтому лучше потренироваться заранее, как звучит ваш голос.

Побеждаем стресс

  Так или иначе ситуация экзамена для любого человека связана со стрессом. Стресс – это физиологическая реакция человека на определенные внешние условия. Нужно помнить о том, что наш организм защищает себя с помощью стресса, и поэтому подавлять эту сторону функционирования нашего тела ни в коем случае нельзя. Любой человек во время экзамена будет волноваться, и это совершенно нормально. Другое дело – контроль нашего сознания над проявлениями тела. Как же можно контролировать эмоциональные состояния?

  Прежде всего, нужно научиться понимать свое состояние, замечать, что ощущает ваше тело. Напряжение в мышцах хорошо снимать дыхательной гимнастикой. Не нужно настраивать себя на неприятный исход экзаменов. Ожидание неприятности, поражения, опасности обладает довольно сильным психотравмирующим действием, само по себе способно привести к стрессу или фрустрации. Нужно мысленно проигрывать позитивную (положительную) ситуацию сдачи экзамена, свою роль, тактику аргументирования рассуждений.

 В конечном итоге сдать экзамен – это благополучно пережить жизненную критическую ситуацию. Необходимо научиться с наименьшими потерями выходить из трудных ситуаций, используя как возможности психической саморегуляции, так и ваш жизненный опыт.

Внешний вид

 Все-таки по одежке встречают. Не стоит шокировать педагогов изысканностью вкуса и богатством убранства. Старайтесь, чтобы вам ничего не мешало, ничто не стесняло, не сковывало движений, чтобы вам было комфортно. Поешьте столько, сколько вам хочется; желудок не должен быть слишком полным или пустым; прислушивайтесь к своим ощущениям, будьте внимательны к себе.

Добавить комментарий