Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

 

                    Подготовила

руководитель МО учителей изобразительного искусства,

трудового обучения и музыки

                        Гулевич И.М.

 

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы.

Методическая цель – это всестороннее развитие творческих способностей, развитие образного мышления, расширение кругозора учеников. Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д.), на творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т. д. Внимательно анализируя работы детей я по возможности стараюсь помочь в решении возникших у них проблем. Беседую с конкретным учеником.

Программа по изобразительному искусству даёт возможность:

  • подготовить учащихся к следующей ступени обучения (художественная школа, ИЗО студия);
  • всесторонне развить творческие способности.

Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся.

В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

  • Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  • Формирование художественно-творческой активности.
  • Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Художественная деятельность школьника на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На уроках вводятся игровые моменты (художник – зритель, игра в дизайнеров и т. д.), прослеживаются связи с музыкой, литературой. С целью формирование опыта творческого общения в программу введены коллективные задания (они применяются в оформлении кабинетов). Выполненные на уроках художественные работы учащиеся используют как подарки для родных и друзей (открытка и т. д.). Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуре изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Принципиально важное  значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при воспитании художественного наследия. На протяжении всего курса изобразительного искусства учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Приобщение к искусству начинается с 1класса, где углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1- 4 классов.

Одна из ведущих задач ИЗО – творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии.  

В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.

Важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию.

Я систематизирую все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организаций выставок детских работ.

Ощутимый результат в развитии творческих способностей даёт дифференцированный подход к учащимся.

Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные формы уроков: урок – рассказ; беседа; фантазия; дидактическая игра; рисование с натуры; по памяти и т. д. Чаще использую комбинированные уроки. Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий: дидактические игры, тематические рисунки, рисунки на свободную тему и т. д.

Так же помогает развивать творческие способности учащихся проводимые мною факультативные занятия «Традиционные художественные техники» 4 класс и «Искусство вытинанки» 6 класс, где я стараюсь дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в занимаются на этих занятиях.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.

В своей работе использую методическую литературу следующих авторов: Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы”, Т. Я. Шинкалова “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”, книги серия “Изобразительное искусство” Н. М. Сокольникова, В. И. Коротеева “Искусство и ты”, серия “Изобразительное искусство в начальной школе” В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина и другие.

Добавить комментарий