Пояснительная записка

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО
ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

(Пояснительная записка)

Создание школьного научного общества.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся.

Цели школьного НОУ органично совпадают с интересами учеников:

– выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

– привлечение учеников к исследовательской деятельности и развития их творческих способностей;

– формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

– содействие в профессиональной ориентации;

– развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;

– самоутверждение учащихся благодаря достижению подставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

 

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного направления данным процессом. В нашем общеобразовательном учреждении такое управление осуществляется школьным научно-методическим советом во главе с заместителем директора по научно-методической работе и предметными методическими объединениями.
Школьный научно-методический совет на заседаниях принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использование их результатов в учебно-воспитательном процессе.

Заместитель директора школы по научно-методической работе:

– осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

– организует обсуждения предложений школьного научно-методического совета и предметных методических объединений по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся; применению результатов исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе;

– организует рассмотрение и утверждение рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;

– проводит методическую работу с руководителями методических объединений и с руководителями ученических исследовательских работ;

– организует материально-техническую поддержку научного общества учащихся.

 

Предметные методические объединения-кафедры на своих заседаниях назначают руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, утверждают их темы.

Вопросы поощрения руководителей ученических исследовательских работ рассматриваются администрацией школы по представлению научно-методического совета.

Непосредственное руководство научной деятельностью учащихся осуществляют наиболее квалифицированные педагоги школы, а также специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству исследовательскими работами учащихся извне.

 

К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы относятся:

– составления примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов

– оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

– составление рабочих программ исследований;

– текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;

– контроль выполнения основных этапов исследовательских работ;

– методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчетов об ученической исследовательской работе, в изготовлении наглядных пособий;

– выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;

– оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;

– оказание помощи ученикам в публикации результатов выполненных исследований дальнейшей исследовательской деятельности.

 

Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:

  • подготовительный (1-4-й классы);
  • развивающий (5-8-й классы);
  • собственно исследовательский (9-11-й классы).

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени. Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых происходит “передача эстафеты” исследовательской деятельности от выпускников “последующим поколением”.

Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:

– соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

– добровольность выбора темы учащимся;

– максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

– компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

– уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Работа школьного НОУ открывается в начале учебного года со знакомства с историей и основными принципами функционирования научного общества учащихся через проведение установочного собрания под названием “История, цели и задачи научного общества учащихся”. На собрании происходит формирование предметных секций научного общества. На этом же собрании составляется и утверждается план работы на текущий учебный. Система НОУ позволяет менять сроки написания работ. Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает не менее одного учебного года, но школьники могут вести изыскания и в течение нескольких лет в зависимости от различных обстоятельств, таких, как сложность избранной темы, отсутствие необходимых данных, многоплановость статической обработки.
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Руководитель ученических исследовательских работ предлагаемых примерный перечень тем для исследования составленный и обсужденный на заседании методического объединения или кафедры и утвержденный научно-методическим советом школы. При определении техники ученических исследований необходимо учесть следующие критерии:

  • актуальность темы, недостаточность её изученности и важность в практическом отношении;
  • соответствие интересам учащегося-исследователя;
  • реальную выполнимость;
  • возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
  • обеспеченность необходимым количеством различных источников;
  • грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.

На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования) учащийся – исполнитель исследования переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а так же делается прогноз ожидаемых результатов исследования.

Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме. Первоначально ученик занимается поиском литературы, получив необходимую информацию по теме у руководителя работы. Не случайно теме “Библиотека – твой помощник” посвящается одно из первых заседаний НОУ, на котором учащиеся знакомятся с правилами работы в библиотеках, получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных технологий. Для закрепления данного навыка руководителю научного общество учащихся целесообразно организовать учебное занятия в библиотеке. На следующем этапе работы с литературой следует обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в издание работы, а так же публикуемые в отдельных изданиях исчерпывающие библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого ученики должны оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем, ежегодно проводимой в феврале. Помимо осознания полученных на данном этапе результатов исследования, учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии. За два месяца до защиты ученической исследовательской работы начинаются занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями.

После завершения оформления работы руководитель пишет рецензию на нее и сосредотачивает свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования. При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

– актуальность и новизна исследования;

– характеристика использованных источников и литературы;

– характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

– обоснование выбора методов исследования;

– основные выводы по содержанию работы.

Творческая модель защиты предполагает:

– оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

– демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

– оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

– выводы по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий