Почему подросткам трудно учиться

Ваш ребёнок отказывается утром идти в школу? Уроки делает из-под палки? Норовит прогуливать занятия? К сожалению, многим родителям знакома такая ситуация. Психологи в таких случаях говорят, что у детей отсутствует мотив к хорошей учёбе. Термин «мотивация» в профессиональной психологии используется для описания и объяснения причин поведения людей.

Мотивация бывает внутренней и внешней. При внутренней мотивации человек делает что-то просто ради удовольствия. При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности. Так, подросток может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители или для общения с друзьями.

Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребёнок берётся за учёбу, потому что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.

Дети, которых отдают в школу, часто не понимают, зачем это нужно. Учиться трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные, а ещё в школе, как правило, привлекают к общественной работе. Ребёнку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли до 14 лет он способен до конца понять смысл мудрой пословицы: «Корень учения горек, а плод его сладок». Взрослая жизнь кажется такой далёкой, а школа – сплошной принудиловкой.

Обычно родители стараются мотивировать ребёнка к учёбе, повторяя: «Будешь плохо учиться – не поступишь в институт». Это неверный ход. Скорее всего, в вашем окружении есть люди, которые и без высшего образования добились если не карьерных успехов, то, по крайней мере, приличных доходов.

Прежде всего, поймите, что именно интересно вашему ребёнку. Если он, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать военным историком. Предположим, он ответит утвердительно. Теперь ваша задача – заинтересовать его профессией. Выясните, в каких вузах обучают этой специальности, какие предметы надо сдавать для поступления. Если у ребёнка будет цель, он станет получать необходимые знания самостоятельно, без какого-либо контроля с вашей стороны. Если ребёнок вообще не проявляет никакого интереса к учёбе, попробуйте определить его в кружок. Не исключено, что внешкольные занятия, которые проходят в непринуждённой или игровой форме, пробудят в нём интерес к какому-либо предмету.

Чаще общайтесь с педагогами, обучающими ребёнка. Они могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует развивать. Не следует пугаться, если ребёнок не слишком успевает по математике или русскому, зато обожает уроки труда. Не исключено, что его призвание – ручная работа. Поймите, что не всем дано заниматься высокоинтеллектуальным трудом. Стоит объяснить ребёнку: получить необходимый минимум знаний надо даже для того, чтобы «работать руками».

Посмотрим на проблему с другой стороны. Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки.Если дочка-подросток плачет, вместо того, чтобы делать домашнее задание, и жалуется, что быстро устаёт, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно.

Наука объясняет и советует…

На фоне гормонального взрыва, который бывает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков – в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит, раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. В таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться.

Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь – все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»

Сердце растет, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает, болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. У подростков повышается артериальное давление. Пик такой юношеской гипертонии приходится на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

Гормональные бури заставляют эмоции у подростка меняться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию.

Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи советуют: не надо лишний раз раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

Дайте подросткам возможность больше двигаться – в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут ли наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D…

Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

 

Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны.

 

По материалам периодической печати

Добавить комментарий