Как усмирить шумный класс: 10 правил

pry
Официальный сат Международной олимпиады Глобус

Полиолимпиада

Кабинет учителя

Зарегистрироваться

 

 

Задать вопрос

 


Как усмирить шумный класс: 10 правил  

В некоторых классах просто невозможно вести уроки: дети постоянно хулиганят, кричат с места, громко разговаривают и не дают сказать слова. При этом в каждом классе есть неформальный лидер или просто неусидчивый школьник, который способен «поднять» даже самых спокойных учеников.

Нужно ли стараться перекричать всех или угрожать детям двойками? Давайте разберемся!

Мы предлагаем Вам 10 правил, как успокоить класс и начать продуктивно работать.

Правило 1. Именно первые уроки определят Ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших “испытать новенькую или новенького на прочность нервов”. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2. Старайтесь подружиться с классом. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, “не пользоваться телефоном”, “не ходить по классу” и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель. Вы дадите ученикам понять, что Вы им доверяете. Также правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать.

Правило 3. Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте их энергию в созидательное русло.

Правило 4. Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе – не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга.

Правило 5. Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою “фишку”, которая неизменно будет привлекать внимание. В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?” Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу. Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 6. Включайте в план урока “минуты тишины”. В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.

Правило 7. Гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Правило 8. Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока. Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны.

Правило 9. Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше Вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 10.  Сколько существует школа, столько существует и проблема “шумный класс”. Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если Вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у Вас все получится!

Это правила, которые могут пригодиться учителю, на наш взгляд.

А какими хитростями пользуетесь Вы? Расскажите нам, ответив на это письмо.

© ООО “Центр развития инновационно-образовательных технологий “ГЛОБУС”, ул. Зорге, 70-88