Как подготовить современный урок

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

  • уровнем проведения урока;
  • содержательной частью;
  • методической наполненностью;
  • атмосферой.

Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  • Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
  • Определить место темы в учебном курсе;
  • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
  • Обозначить  для  себя  ту  часть  учебного  материала,  которая  будет использована в дальнейшем.
  1. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает   формирование   у   учащихся   новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

  • Обеспечить    усвоение    учащимися    законов,    признаков,    свойств, особенностей;
  • Обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме);
  • Отработать навыки (какие?);
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

Например:

К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:

  • Обобщить знания    учащихся по теме «Понятие информации»    в зависимости    от    её    использования    в   различных    сферах человеческой деятельности;
  • Добиться  усвоения  учащимися   понятия   вероятностного   смысла информации.

К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:

  • Обеспечить   усвоение   учащимися   особенностей   конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;
  • Добиться   усвоения    правил    использования    сложных   условий    в разветвляющемся алгоритме.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов.
    Например:

К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:

  • Воспитание стремления к получению новых знаний;
  • Воспитание   чувства  товарищества,   межличностных  отношений, аккуратности.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства,

устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ –нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

  1. Уточнение типа урока.
    •Урок изучения нового  материала;
  • Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
  • Урок формирования умений и навыков;
  • Урок повторения;
  • Урок проверки знаний;
  • Урок применения знаний, умений и навыков;
  • Повторительно-обобщающий урок;
  • Комбинированный урок.
  1. Уточнение вида урока.
  • Урок-лекция;
  • Урок-беседа;
  • Кино-урок;
  • Урок     теоретических     или     практических     самостоятельных работ (исследовательского типа);
  • Урок      самостоятельных      работ или письменных упражнений.);
  • Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Урок – экскурсия;
  • Урок – семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Анализ ситуаций;
  • Устный опрос;
  • Письменный опрос;
  • Контрольная работа;
  • Зачет
  1. Выбор методов и приёмов.
    К таким методам относятся:
  2. Метод монологического изложения (монологический метод);
  3. Метод диалогического изложения (диалогический метод);
  4. Метод эвристической беседы (эвристический метод);
  5. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
  6. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
  7. Метод программированных заданий (программированный метод),
  8. Спланировать учебный материал урока.
    Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • Узнавание нового материала;
  • Воспроизведение;
  • Применение знаний в знакомой ситуации;
  • Применение    знаний    в    незнакомой ситуации;
  • Творческий подход к знаниям.

В)  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».

Составить три набора заданий;

  • Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • Задания, способствующие материала учеником.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить  список  необходимых  наглядных  пособий,  приборов,  технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • Что контролировать;
  • Как контролировать;
  • Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.

Этап урока Что делают
Учитель Ученики
1.Проверка   домашнего задания
  1. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

  • Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • формирование умений и навыков;
  • домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1.Организационный  момент,  характеризующийся  внешней  и  внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

3.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4.Постановка цели занятия перед учащимися.

5.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6.Первичная проверка понимания.

7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений

10. Контроль    за    результатами    учебной    деятельности,  осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока,  которая вызовет повышенную активность учащихся,  а не пассивное восприятие нового.

Вывод:  При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

Добавить комментарий