ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Не секрет, что интересный и эффективный урок зависит от единства деятельности учителя и учеников.

Каждый урок – это всегда и обязательно процесс общения.

Познавательной деятельностью всегда руководит учитель. Именно он строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует учебные действия учащихся, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату.

Характер общения может создавать абсолютно противоположный стиль отношений между учителем и учащимися. Очень часто в одном педагогическом коллективе встречается различный характер отношения учителей к своей деятельности и к учащимся. Один учитель мечтает о том, чтобы ученик ждал встречи с ним, ждал его уроков, и чтобы эти ожидания оправдывались. Поэтому, имея большой опыт, учитель все же готовится к каждому уроку и, входя в класс, всегда испытывает волнение. Это говорит об уважительном и ценном отношении к своим ученикам. Другой учитель нередко завораживает на уроках своей неумолимой логикой, доказательствами, в совершенстве владеет материалом и словом, но как будто нарочно выискивает только отрицательное в деятельности школь- ников: и ленивы они, и плохо учат уроки дома, и ошибаются при ответе. Такая атмосфера порождает весьма сложные процессы во внутренней среде ученика и гасит интерес к учебе. У одних школьников такое негативное отношение порождает страх, трусливость. У других появляется озлобленность, открытая неприязнь к учителю, урокам, а быть может и к учению, школе в целом, вызывающий тон, стремление досадить учителю, вывести его из равновесия. Личностные накопления в такой атмосфере вряд ли можно считать положительными, они противодействуют интересу к учению.

В совместной с учеником деятельности учитель выступает как субъект, а школьник – объект. Однако, если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью учащихся, он никогда бы не достиг цели формирования личности ученика. В своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение зависит от его активной позиции. А учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. [ 1, с.15]  Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – главная задача всего учебного процесса.

В этом случае на помощь учителю приходят интерактивные методы обучения.

Интерактивные  методы – это  способы целенаправленного, межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [ 2 , с. 18] Ключевым понятием,  определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Педагогическое взаимодействие представляет собой  процесс совместной деятельности педагога и учеников. Оно характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности.

Интерактивные методы можно квалифицировать по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии: методы создания благоприятной атмосферы, методы организации обмена деятельностями, методы организации смысла творчества, организации рефлексивной деятельности, интегративные методы (интерактивные игры).

Для детей младшего школьного возраста свойственна высокая эмоциональность, быстрая смена настроения. Поэтому для оперативного включения в совместную работу всех и каждого учащегося, снятия стресса и напряжения и существуют методы создания благоприятной атмосферы: «Паутина», «Комплимент», «Это хорошо», «Аллитерация имени», «Поменяемся местами». Последний метод может быть использован и в целях рефлексии.

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы педагога и учащихся. Это метод «1-2-4», «Цепочка», «Аквариум».

Методы организации мыследеятельности: в их основе лежит стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Это методы « Четыре угла», «Смена собеседника», «Шифровка», «Шапка вопросов».

Методы организации смыслотворчества – это осознанное создание учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений. Сюда относятся такие методы, как «Минута говорения», «Алфавит», «Винегрет», «Шапка вопросов».

Рефлексия является процессом и результатом самоанализа учеником своих знаний, поведения и состояния собственного опыта. К методам рефлексивной деятельности относятся метод «Зарядка», «Ключевое слово», «Итоговый круг».

Интегративные методы (интерактивные игры) являются способами взаимодействия, в которых объединяются все функции интерактивных методов.

В интерактивном режиме можно проводить серию уроков, внеклассные мероприятия или отдельный урок. Это позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать  фантазии, быть свободным и естественным.

Интерактивные методы обучения как нельзя лучше активизируют познавательную деятельность младших школьников. Их главные задачи – обеспечить диалог, исключить монологичность при поднесении учебного материала.

В чем же еще заключаются положительные моменты использования ИМО?

Самое главное – меняется роль учителя, она перестает быть центральной. Педагог лишь регулирует процесс обучения и занимается его общей организацией: готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения, контролирует время и порядок выполнения  намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях такого учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развивается устойчивость внимания, умение его распределять.

Интерактивные методы  обучения помогают ребенку не только учиться, но и жить. Уроки, проведенные с их использованием,  никогда не будут серыми и скучными, они обогащают интеллектуальный и  творческий багаж детей.

А это ли не мечта каждого педагога?

 

Ольга Александровна Кудряшова
Учитель начальных классов
государственного  учреждения образования
«Средняя школа №27 г.Могилёва»

 

 

Один комментарий на “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Мне нравится, что в Вашей статье свой текст .По какому принципу дети работают в группах: по уровням или по количеству с сильными учениками во главе? Лично я в группе чувствую себя уязвлённой, если кто-то сильнее меня первым “подсказывает” решение проблемы.Есть результат, но не мой.Нет радости..

Добавить комментарий